Гепатопротекторы для печени список

Для чего нужны гепатопротекторы, показания к приему

Гепатопротекторы – это специфический раздел лекарственных (так и хочется сказать псевдолекарственных) средств, оказывающих воздействие на функцию печени. Причем положительное влияние всего лишь обнаружено в ходе клинических испытаний.

Напомним, что большинство имеющих хождение в наших аптеках этих самых гепатопротекторов распространены, в основном, в странах бывшего СССР. В странах Запада сертифицированы лишь меньшая часть имеющихся у нас ЛС и их применение не всегда связано чисто с проблемами печени.

На этом можно было бы и закончить статью о гепатопротекторах, однако не все так просто. Мы рассматриваем класс гепатопротекторов в связи с гепатитами . Можно было бы уповать на способность печени к ускоренной регенерации (клетки печени полностью обновляются в течение 5-6 месяцев). Однако, можно же и не успеть до развития цирроза.

Устранением причин занимается этиотропная терапия, применение которой в некоторых случаях не представляется возможным. Именно в эти моменты возможно обратиться к вспомогательным средствам.

Гепатопротекторы – что это

Помимо того, что гепатопротекторы повышают устойчивость печеночных клеток, они также способны:

• активизировать их функциональную активность, стимулируя процессы дезинтоксикации (обезвреживания токсинов);
  • активизировать регенеративные процессы в печеночных клетках;
  • повышать активность микросомальных ферментов печени;
  • разжижать желчь и улучшать ее отток и т.д.

Общепринятых классификаций гепатопротекторных средств не существует. Для удобства, все препараты гепатопротекторов разделяют по:

• происхождению (растительного и синтетического происхождения);
  • активному компоненту (препараты урсодезоксихолевой кислоты, фосфолипидов, аминокислот, адеметионина, метионина, орнитина, расторопши, поливитаминные препараты, содержащие витамин Е и группу В, силибинина, тиокотовой кислоты и т.д.);
  • способу воздействия (антиоксидантные эффекты, желчегонное воздействие, стабилизация мембранных структур и т.д.).

Показания к приему гепатопротекторов

Главными показаниями к использованию гепатопротекторных средств являются наличие у пациентов:

• неуточненной белково-энергетической недостаточности;
  • нарушений белоксинтетической печеночной функции;
  • нарушений обменов мочевины;
  • печеночной недостаточности;
  • цирротического перерождения печени;
  • фиброзов печеночных тканей;
  • патологий печени неуточненного генеза;
  • зависимости от спиртных напитков;
  • алкогольных интоксикаций;
  • интоксикации, связанной с приемом медикаментозных средств, продуктов, содержащих токсины и т.д.;
  • интоксикации, обусловленной воздействием на организм патогенных микроорганизмов;
  • тяжелых депрессивных расстройств;
  • нарушений психики, обусловленных приемом медикаментов;
  • вирусных ОГ и ХГ (острые и хронические гепатиты);
  • последствий вирусных гепатитов;
  • гастритов;
  • гастроэзофагеального рефлюкса;
  • кистозного фиброза;
  • дискинезий ЖП и ЖВП (желчного пузыря и желчевыводящих путей);
  • застоя желчи (холестаза);
  • сгущения желчи;
  • песка или камней в желчном пузыре;
  • желчнокаменных патологий (холелитиаза);
  • токсических повреждений гепатоцитов неуточненного генеза;
  • инфекционных и паразитарных заболеваний, сопровождающихся развитием воспалительных процессов в печени (инфекционный мононуклеоз, описторхоз и т.д.);
  • холангитов и т.д.
Читать еще:  Узи печени нормальные показатели у взрослых таблица

Несоблюдение диеты и прием алкоголя сводит эффективность гепатопротекторов к минимуму.

Растительные гепатопротекторы с доказанной эффективностью

Чаще всего, из натуральных средств применяются препараты силимарина (экстракты пятнистой расторопши).

Данные экстракты могут применяться:

• в чистом виде (рекомендовано применение Карсила, Легалона, Силимарина, Силимара и т.д.);
  • в комплексах с фосфолипидами (Фосфонциале);
  • в комплексах с лактобактериями и бифидобактериями (Гепафор).

Также из растительных препаратов эффективными гепатопротекторами являются комбинированный препарат – ЛИВ.52 и препараты тыквенного масла (Тыквеол).

Лучшие синтетические гепатопротекторы – список препаратов с доказанной эффективностью

К синтетическим гепатопротекторам относят препараты адеметионина, метионина, тиоктовой кислоты, фосфолипидов, урсодезоксихолевой кислоты и т.д.

Синтетические гепатопротекторы: список препаратов:

• препараты тиоктовой кислоты (показано применение Берлитиона, Октолипена, Липоевай кислоты, Эспа-Липона, Тиолепты, Нейролипона);
  • медикаменты на основе урсодезоксихолевой кислоты (эффективно назначение Урсодеза, Урсофалька, Урсосана);
  • препараты фосфолипидов (показано использование Эссливера Форте, Эссенциале, Резалюта Про);
  • орнитин (Гепа-Мерц);
  • метионин (Метионин) и т.д.

Говорят, гепатопротекторы защищают печень. Правда?

🍜Кратко

Печень здорового человека не нуждается в защите. Очистить ее с помощью гепатопротекторов тоже не получится.

🕵️‍♂️ Подробно

В России и странах СНГ у населения большой популярностью пользуются гепатопротекторы. В марте 2019 года, например, лекарственный препарат «Эссенциале Форте» занял 13 строчку в рейтинге DSM-group по объему аптечных продаж, а БАД «Овесол» — 16-ю. Кто-то хочет «восстановить печень» после праздников, кто-то — очистить ее от «застарелых шлаков и токсинов», чтобы лучше работала. Кому-то гепатопротекторы прописывают врачи для лечения заболеваний печени или для ее «поддержки» при назначении других препаратов. Активная реклама только способствует высокому спросу на гепатопротекторы.

Если не брать в расчет болезни, вызванные генетическими мутациями или нарушениями в иммунной системе, самыми распространенными заболеваниями печени являются :

Читать еще:  Образование в печени на узи

алкогольная болезнь печени (гепатит или цирроз);

неалкогольная жировая болезнь печени;

Эти заболевания имеют разную природу и лечатся по-разному. Чаще лечение сводится к устранению фактора, который вызвал болезнь. Например, алкогольный гепатит лечится полным отказом от алкоголя . Жировая болезнь печени, вызванная избыточным весом и ожирением, лечится диетой с умеренной калорийностью и повышением физической активности . Вирусные гепатиты — противовирусными препаратами ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ).

Дополнительно к основному лечению врачи могут выписывать препараты, которые замедляют развитие болезни. Речь идет о веществах с доказанным терапевтическим действием : стероидных гормонах, статинах, антибиотиках и бета-адреноблокаторах. Гепатопротекторов среди этих препаратов нет.

И вообще, гепатопротекторы — понятие скорее разговорное, нежели научное. В медицине не существует четкого определения для такой группы препаратов. Ни в одной зарубежной фармакологической классификации такого термина нет. В клинических рекомендациях Европейской Ассоциации по изучению болезней печени они тоже отсутствуют ( 1 ) ( 2 ).

По этой причине в группу гепатопротекторов в России попадают препараты с самым разным механизмом действия и активными веществами. Большинство из них в Европе и США считаются БАДами и не имеют подтвержденной клинической эффективности.

Одни из наиболее популярных гепатопротекторов среди россиян — препараты на основе эссенциальных фосфолипидов («Эссенциале Форте», «Эссливер Форте»). Фосфолипиды — вещества, которые формируют защитную оболочку (мембрану) клеток печени. По задумке производителей, фосфолипиды из препарата должны встраиваться в разрушенную под влиянием алкоголя и токсинов мембрану и «чинить» ее. На практике хорошо звучащая теория дала сбой: двухлетнее исследование в США на 789 пациентах с алкогольной зависимостью показало, что фосфолипиды не снижают скорость развития фиброза печени у больных . А снижение дозы потребляемого алкоголя с 16 порций до 2,5 — да .

Достоверных исследований на людях, где было бы показано, что фосфолипиды защищают печень от воздействия алкоголя, также нет. Все исследования, в которых был показан какой-либо защитный эффект от употребления препарата, либо проводились на животных, либо опубликованы в неавторитетных научных журналах.

Читать еще:  Напитки полезные для печени

Другая популярная группа гепатопротекторов — препараты на основе расторопши («Карсил», «Легалон», «Гепабене»). Расторопша — растение, богатое биологически активными веществами, которые в комплексе называются «силимарин». Производители утверждают, что силимарин препятствует разрушению клеток печени (гепатоцитов) агрессивным воздействием активных форм кислорода, которые вырабатываются под воздействием алкоголя.

Силимарин в лабораторных условиях действительно продемонстрировал антиоксидантное действие , но в исследованиях на людях показал смешанные результаты. Пока что мы знаем, что силимарин слегка понижает количество ферментов в печени (при многих заболеваниях печени количество ферментов в ней повышается ), но при этом не снижает смертность от алкогольного и вирусного гепатита . Дать конкретный ответ по поводу эффективности силимарина сложно — пока что недостаточно клинических данных , чтобы подтвердить или опровергнуть целесообразность его назначения.

Препараты на основе аминокислоты адеметионина («Гептрал», «Гептор») с точки зрения доказательной медицины тоже пока еще не прошли «проверку на вшивость». Большая часть исследований эффективности адеметионина обладают низким качеством и недостаточно большой выборкой. Все, что мы знаем сейчас: адеметионин может снижать проявления зуда при холестазе (недостаточного выделения жёлчи) у беременных женщин. При этом смертность от заболеваний или возникновение осложнений после приема адеметионина не уменьшаются . Возможно, что препараты на основе адеметионина потенциально полезны для печени, но на сегодняшний день клинических данных недостаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть целесообразность их назначения.

«Погодите, а если я просто хочу почистить печень?»

Гепатопротекторы точно не следует принимать ради профилактики — здоровой печени защита не требуется. Это единственный внутренний орган, который масштабно умеет себя восстанавливать. Даже после удаления 75% печени она может восстановиться до исходного размера .

Обезвреживать токсины и яды, попадающие внутрь — естественная функция печени. У здорового человека она справляется с этой задачей сама.

Важно понимать, что после больших доз алкоголя (особенно если речь идет о хроническом употреблении) печени помочь уже ничем нельзя. Нивелировать последствия алкогольной интоксикации с помощью препаратов невозможно . Можно только ее предотвратить.