Гепатоз беременных

Гепатоз беременных: причины, симптомы, лечение

Гепатоз беременных — достаточно распространенное осложнение беременности, во время которой значительно увеличивается нагрузка на печень женщины. Хотя при нормальном течении беременности печень не изменяется и полностью справляется со своими функциями, вынашивание ребенка может стать для организма сильным стрессом и вызвать развитие различных патологических процессов. Гепатоз печени у беременных начинается в третьем триместре. При этом вследствие увеличения вязкости желчи, ухудшения ее оттока печень хуже функционирует, перестает справляться со своими обязанностями. Возникает такое осложнение по самым разным причинам.

1. Важную роль играет наследственный, генетический фактор: если в семье уже наблюдался гепатоз у бабушки, у мамы, то, вероятнее всего, он будет и у дочери.
  2. Гепатозом чаще болеют молодые женщины, у которых до беременности уже возникали какие-либо проблемы с работой печени. Большое значение имеет и то, насколько правильно подобрано питание: избыток жирных, жареных, копченых продуктов в рационе также может привести к болезни.
  3. Нередко проблемы начинаются из-за приема витаминных комплексов, предназначенных специально для беременных, в таких препаратах содержится слишком много веществ, назначают нередко большие дозировки, не учитывая индивидуальных особенностей женщины, и организм просто не справляется с их переработкой.

В связи с тем, что гепатоз беременных все больше распространяется, на нашем форуме часто появляются посвященные ему вопросы. Интересуются о симптомах и признаках этого недуга, о том, как его лечить и т. д. Постараемся ответить на все вопросы.

Симптомы и признаки

При гепатозе беременных самыми характерными симптомами являются:

• зуд кожных покровов (начинается с ладоней, голеней и ступней, живота, постепенно распространяясь по всему телу), расчесы на коже;
  • ухудшение или полная потеря аппетита, тошнота, иногда рвота (не стоит путать с токсикозом, который заканчивается к шестнадцатой неделе беременности);
  • быстрая утомляемость;
  • в области правого подреберья появляются тупые ноющие боли;
  • ощущение дискомфорта в животе;
  • иногда — желтуха;
  • обесцвечивание кала.

Признаки гепатоза у беременной можно увидеть даже на фото женщины, если внимательно присмотреться. Во-первых, может быть изменен цвет кожи, который приобретает желтоватый оттенок. Во-вторых, из-за проблем с печенью на лице могут появиться морщинки, кожа становится сухой, на ней появляются прыщи.

Если Вы замечаете у себя признаки, указывающие на проблемы с функциональным состоянием печени, запишитесь на консультацию к опытному гепатологу и пройдите обследование.

Запись на консультацию по телефону: +7 495 255 10 60

Диагностика болезни

Первая проблема, которая возникает при гепатозе беременных — своевременная и точная диагностика. Во-первых, многие признаки, характерные для гепатоза беременных, свойственны и другим заболеваниям (тошнота и рвота бывают при токсикозе, кожный зуд — при аллергии и нервных расстройствах). Во-вторых, некоторые из методик обследования печени нельзя применять при беременности из-за опасности для плода (биопсия, лапароскопия, сканирование печени запрещены). В-третьих, пальпация не дает точного результата из-за того, что печень плохо прощупывается, а биохимия крови — из-за того, что во время беременности многие параметры изменяются. Поэтому, если уже замечены какие-либо из признаков гепатоза, необходимо сразу обратиться к врачу-гепатологу: чем раньше начать лечение, тем больше шансов на положительный результат.
При диагностике гепатоза беременным необходимо сдать анализы на биохимию крови (первый признак недуга — повышенная концентрация желчных кислот), сделать УЗИ печени и при необходимости других органов брюшной полости, размеры печени при холестатическом гепатозе обычно не изменяются, печень остается однородной, увеличивается объем желчного пузыря.

Читать еще:  Аланинаминотрансфераза что это такое

Лечение и последствия

Для того чтобы начать лечение, необходимо установить разновидность и стадию гепатоза беременных. Наряду с очень распространенным холестатическим существует такая форма, как острый жировой гепатоз беременных. Несмотря на все современные достижения, он по-прежнему остается очень опасным недугом, грозящим смертью и матери, и ребенку. Поэтому, если заболевание диагностировано на последних месяцах беременности, необходимо провести полное обследование, чтобы исключить острую жировую форму, при которой применяется экстренное родоразрешение, а потом уже устраняются последствия для организмов матери и малыша.

При лечении нельзя применять многие сильнодействующие средства, так как они противопоказаны беременным. Поэтому после установления формы и стадии гепатоза принимается решение о сроке родоразрешения, а лечение чаще всего сводится к тому, чтобы максимально устранить симптомы болезни. Гепатотропные препараты помогают защитить клетки печени, витамины — устранить отдельные синдромы, например, повышенную утомляемость. В некоторых случаях, если этого недостаточно, болезнь заметно прогрессирует, применяют плазмафарез, иногда его назначают не один, а несколько раз.

Гепатоз беременных иногда приводит к сильному послеродовому кровотечению, чем опасен для жизни женщины. Именно поэтому при тяжелых формах гепатоза назначают родоразрешение на более раннем сроке (обычно на 38-й неделе).

Несмотря на дискомфорт и неприятности, которые доставляет женщине гепатоз беременных, последствия для ребенка гораздо опаснее, чем для мамы (после родов все признаки гепатоза у женщин обычно исчезают бесследно в течение одной-двух недель, но при повторной беременности гепатоз, скорее всего, вернется). Из-за него может развиться гипоксия плода, что впоследствии грозит малышу отставанием в развитии, задержкой речи, это тоже показание для экстренного родоразрешения.

Как и при других заболеваниях печени, значимой составляющей лечения при гепатозе беременных является диета. Когда заболевание протекает в легкой форме, она способна помочь полностью устранить симптомы даже без применения лекарственных средств. Очень важен и действен особый режим питания при жировом гепатозе. Правильная диета предполагает 4–5 приемов пищи в день, желательно, чтобы еда была разделена на примерно одинаковые порции, есть надо каждый день в одно и то же время. Ни в коем случае нельзя переедать. Продукты желательно употреблять натуральные, так как лишние красители, ароматизаторы и прочие химические добавки еще увеличат нагрузку. Диета предполагает запрет на ряд продуктов и блюд:

• жирные рыба и мясо;
  • соленые и консервированные продукты;
  • копчености;
  • жареное;
  • какао, кофе, шоколад;
  • бобовые (горох, чечевица, фасоль);
  • жирные молочные продукты;
  • грибы;
  • свежий хлеб, сдоба и печенье.
Читать еще:  Портальная гипертензия что это

Осторожно надо относиться к винограду, лимонадам, охлажденным напиткам и мороженому.
Рекомендуется есть подсушенный хлеб (можно вчерашний), несдобное печенье, свежие, запеченные в духовке или приготовленные на пару овощи, побольше зелени, салатов из свежих либо вареных овощей и фруктов. Мясо и рыбу рекомендуется варить на пару или запекать. Составной частью диеты становятся нежирные творог и сметана, из творога можно делать различные запеканки. Молочные супы и каши (рис, гречка, манная и овсяная крупы). Полезны желе и муссы, которые разнообразят стол. Полезны для печени сухофрукты и кедровые орехи (в небольшом количестве, примерно чайная ложка в день).

При любой диете беременная женщина должна получать все необходимые витамины и минеральные вещества, поэтому диету должен составить врач.

Гепатоз беременных

Беременность радостная пора для будущей матери и очень сложный период для ее организма. Множество болезней ведущих скрытное существование в обычное время, во время беременности обостряются и заявляют о себе. Некоторые заболевания провоцируются зарождающейся новой жизнью. Гепатоз беременных довольно распространенное недомогание среди будущих мамочек, характеризующее себя как неинфекционным заболеванием печени.

Что такое гепатоз? Причины возникновения

Гепатоз — неинфекционное заболевание печени. Различают два вида этой патологии, свойственной для беременности:

• Холестатический гепатоз. На фоне гормональной перестройки, происходящей в организме беременной женщины, развивается недостаточность на клеточном уровне. Обменные процессы нарушаются.
  • Острый жировой гепатоз. Эта форма заболевания более опасная и может привести к летальному исходу, как матери, так и не родившегося ребенка. Жировая ткань заменяет здоровые печеночные клетки. Предпосылками для этого заболевания являются: алкогольная зависимость будущей матери, ожирение, наличие эндокринных заболеваний.

Печень перерабатывает продукты жизнедеятельности самой женщины и развивающегося малыша. В группе риска находятся женщины с многоплодной беременностью, так как нагрузка возрастает пропорционально количеству плодов. Кроме того, печень еще должна производить гормоны в большем количестве, что тоже негативно сказывается на ее состоянии.

Читать еще:  Гепатоз беременных симптомы и лечение

Проявления гепатоза беременных

Жировой гепатоз сопровождается рвотой, тошнотой. Женщины часто сонные и слабые, ощущают боль и тяжесть в области правого подреберья. Осложнением этой формы заболевания являются:

• массивное кровотечение,
  • развитие почечно-печеночной недостаточности.

Данные осложнения – однозначные показания к преждевременному прерыванию беременности.

Симптоматика холестатического гепатоза часто проявляется с зуда кожных покровов и шелушения. Зуд в основном мучает женщину ближе к вечеру-ночи и после принятия водных процедур. Также этот тип заболевания проявляется тошнотой, рвотой, болью и чувством тяжести справа в проекции печени. Потеря аппетита, быстрая утомляемость, головные боли, вялость — частые жалобы будущих мам, страдающих этим недугом. При остром течении, возможны такие неприятные симптомы:

• изжога,
  • горечь во рту,
  • желтуха,
  • появление светлых каловых масс.

После родов все проявления чаще всего исчезают.

Диагностика

Своевременная диагностика – залог благополучного родоразрешения и сохранения здоровья матери и ребенка. Диагностика осложняется состоянием будущей мамы.

Опрос, как таковой, не является достоверно информативным мероприятием, ввиду того самого особого состояния женщины.

Пальпация в данном случае невозможна.

Повышение желчных кислот в совокупности с увеличенным желчным пузырем свидетельствует о развитие заболевания.

Лечение гепатоза беременных и профилактика

Лечение гепатоза затруднено состоянием беременной женщины, т. к. сильнодействующие препараты назначать не рекомендуется.

После уточнения тяжести течения заболевания решается вопрос о сроке родоразрешения.

Главное правило, которого нужно придерживаться, – пища должна быть максимально натуральной. Не стоит употреблять в пищу красители, подсластители, ароматизаторы. Все эти вещества только усиливают нагрузку на печень. Принимать пищу нужно не менее пяти раз в сутки небольшими порциями.

Продукты, которые строго запрещены:

• консервы;
• копчености;
• кофе и какао;
• грибы;
• жирная рыба и мясо;
• фасоль, горох, нут;
• свежая выпечка;
• соленья;
• молочные продукты высокой жирности;
• сдоба.

Гепатоз беременных при своевременной диагностике и адекватном лечении не наносит вреда здоровью матери и будущего ребенка.