Механическая желтуха лечение

Механическая желтуха

Желтуха — это окрашивание кожи в желтый цвет. Любая желтуха развивается из-за повышения в крови уровня билирубина (желчного пигмента). Такое повышение может быть следствием разных причин. Например, на фоне цирроза печени. При этом желчный пузырь и желчные пути не страдают, а желтуха развивается за счет плохой работы печеночных клеток, которые не справляются с функцией выведения билирубина из крови в желчь. Концентрация билирубина превышает нормальный уровень, и кожа желтеет.

Желтуха как осложнение желчнокаменной болезни является механической. Это означает, что желчный камень проник из желчного пузыря в желчный проток и перекрыл его просвет, то есть стал механическим препятствием для оттока желчи. Таким же механическим препятствием является сдавление протока снаружи либо опухолью, либо за счет отека поджелудочной железы в результате острого воспаления (острый панкреатит). Следствием этого является то, что желчный пигмент билирубин начинает накапливаться в крови, что вызывает пожелтение кожи.

При желтухе желтеет не только кожа. Желтеют склеры глаз, которые в норме белого цвета. Кстати, небольшую желтуху гораздо легче заметить именно по пожелтению склеры глаз, чем по цвету кожи. Моча становится гораздо темнее, поскольку организм стремится компенсировать затруднения в работе печени, и начинает усиленно выделять билирубин через почки.

Поскольку краситель билирубин перестает поступать в кишечник, кал начинает светлеть. В тяжелых случаях, когда отток желчи в кишечник полностью блокирован, кал становится серого цвета. Еще одним признаком желтухи является кожный зуд. Интенсивность его прямо пропорциональная степени желтухи.

Желтуха опасна не тем, что цвет кожи и глаз стал желтым. Это конечно, некрасиво, но не это главное. Главное — это то, что страдают функции печени. В медицине есть крылатая фраза, что печень — это биохимическая лаборатория организма. В норме 100% крови от кишечника поступает в печень. Это очень важно, поскольку именно печень обезвреживает все вредные вещества, которые мы можем съесть или выпить и которые образуются в организме в результате обмена веществ. У печени огромное количество жизненно важных биохимических функций.

Так вот, если отток желчи в кишечник полностью блокирован, все функции печени неминуемо начинают страдать. Постепенно развивается печеночная недостаточность, происходит самоотравление организма.

Если полную блокаду желчных путей не удается снять в течение 2–3 недель, все заканчивается печеночной комой и смертью. Таким образом, желтуха как осложнение желчнокаменной болезни — это очень серьезное дело, которое требует срочных мероприятий.

Читать еще:  Ттг норма у мужчин по возрасту таблица

Что нужно сделать у такого больного? Вопрос номер один — это быстро уточнить ситуацию и поставить диагноз. Дело в том, что желтуха — это не диагноз, это только констатация факта желтого окрашивания кожи. Желтуха всегда является следствием какого-либо другого заболевания. Вот найти причину желтухи и означает установить диагноз. Самая простая классификация желтухи — разделение ее на три вида:

• механическая желтуха — следствие наличия механического препятствия в желчных путях (например, камень или опухоль);
  • паренхиматозная желтуха — следствие поражения паренхимы, или ткани печени (пример — цирроз печени, или гепатит);
  • гемолитическая желтуха — следствие гемолиза, повышенного разрушения красных кровяных клеток. При этом гемоглобин из разрушенных клеток в большом количестве превращается в билирубин, печень не справляется с избытком билирубина, и он начинает окрашивать кожу.

Задача заключается в том, чтобы понять, к какому виду относится желтуха у данного конкретного больного. Важно это потому, что лечение при этом совершенно разное. Хирурги занимаются только и исключительно механической желтухой. Паренхиматозная и гемолитическая желтуха представляют интерес для терапевтов.

В нашем отделении механическими желтухами занимаются давно и весьма плодотворно, причем современная основная концепция лечения создана на базе нашей клиники — базы кафедры факультетской хирургии № 1 МГМСУ (зав. кафедрой проф. Луцевич О.Э.) под руководством член.корр РАМН проф. Луцевича Э.В. еще в 1989 году.

Мы обладаем всем необходимым, чтобы качественно, быстро и, главное успешно избавить больного от механической желтухи. В клинике для этого используются такие замечательные вещи, как аппарат для ультразвуковой диагностики, эндоскоп и рентген, а также методы современной лапароскопической хирургии (»операции через маленькие, до 1 см разрезы»).

В нашем отделении выполняются:

1. УЗИ печени, желчевыводящих путей, желчного пузыря, поджелудочной железы.

2. УЗ операции на желчевыводящих путях, желчном пузыре, поджелудочной железе.

3. РПХГ, эндоскопические операции на желчевыводящих путях (выполняемые через рот без повреждения кожных покровов).

4. Лапароскопические операции на желчном пузыре (холецистэктомия), желчных протоках (лапароскопическая холедохотомия, санация и дренирование холедоха).

5. Операции, в том числе и лапароскопические при опухолях поджелудочной железы и желчевыводящих протоков.

6. Цистоеюностомия, панкреато-дуоденальная резекция, панкреатэктомия.

За один наркоз мы избавим Вас не только от камней в желчевыводящих протоках, но и в желчном пузыре!

Читать еще:  Пункционная биопсия

Мы не только оперируем, но и проводим комплексную послеоперационную реабилитацию пациентов совместно с гастроэнтерологами, химиотерапевтами, радиологами!

Механическая желтуха – причины возникновения и симптомы, лечение и диета

Тревожным сигналом является видимая желтизна кожи, которая происходит при нарушении оттока желчи. Симптом нельзя игнорировать, а нужно обратиться к врачу. Синдром появляется при серьезных заболеваниях (например, опухоль печени), вылечивается при своевременном оперативном вмешательстве.

Механическая желтуха – что это такое

Из-за непроходимости желчевыводящих протоков может возникнуть состояние, которое сопровождается повышением билирубина (гипербилирубинемия). Механическая желтуха – это патологический синдром, когда кожа, слизистые оболочки, склера из-за билирубина окрашиваются в желтый цвет. Техническая желтуха у взрослых не заразна, имеет код МКБ 10 К83.1. Есть разные виды болезни: компрессионная, застойная, подпеченочная, обтурационная желтуха. Лечение нужно начинать как можно раньше, иначе возможен неутешительный прогноз.

Механическая желтуха – причины

В результате образования препятствия в желчных путях развивается синдром механической желтухи у взрослых. Непроходимость, камни желчных протоков нарушают процесс оттока желчи. Факторы возникновения заболевания хорошо изучены. При попадании в кровь желчные пигменты окрашивают кожу, слизистые оболочки. Причины механической желтухи:

1. Паразиты в желчных путях, печени (эхинококковая киста, альвеококкоз).
  2. Стриктуры магистральных желчных протоков после операций (неправильное наложение швов, случайное повреждение протоков).
  3. Врожденные патологии развития билиарной системы (атрезия желчных протоков, гипоплазия).
  4. Злокачественные образования: метастатические опухоли в панкреато-гепатобилиарной системе (рак головки поджелудочной железы, опухоль большого дуоденального сосочка, а также опухоль желчных протоков, рак желчного пузыря) и метастазы в печени различной локализации (лимфогранулематоз, рак желудка).
  5. Доброкачественные образования, заболевания, вызванные желчнокаменной болезнью: сужение (рубцовая стриктура желчных протоков), киста поджелудочной железы, выпячивание стенки двенадцатиперстной кишки, стеноз БДС, склерозирующий холангит, хронический индуративный панкреатит, острый панкреатит и отёк поджелудочной железы, синдром Миризи.

Механическая желтуха – симптомы

Клиническая картина всегда определяется причиной возникновения. Рубцовые изменения, опухоли характеризуются нарастающими постепенными симптомами. В случае вентильных камней, перекрывающих просвет протока, синдром носит изменчивый характер: может исчезать, появляться снова. Главным признаком является пожелтение склер и слизистых глаз, кожных покровов. Со временем желтизна изменяется на землистый оттенок. Ряд других симптомов механической желтухи у взрослых и новорожденных:

• похудение, снижение веса, уменьшение аппетита;
  • тупые, постепенно нарастающие боли справа под ребрами, в эпигастральной области;
  • увеличенные размеры печени;
  • жидкий, обесцвеченный стул, моча темного цвета;
  • кожный зуд;
  • температура тела повышенная;
  • тошнота;
  • в редких случаях – рвота, желтоватые холестериновые отложения на веках.
Читать еще:  Аллохол и карсил можно ли принимать вместе

Диагностика механической желтухи

Симптомы относятся к многих заболеваниям, что затрудняет распознавание синдрома. Для раннего обнаружения холестаза лабораторные методы малопригодны, т. к. повышение активности щелочной фосфатазы, холестерина, билирубина характерны и для вирусного гепатита. Достоверно провести диагностику механической желтухи помогут инструментальные методы исследования:

• ультразвуковая диагностика;
  • релаксационная дуоденография;
  • эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография (РХПГ);
  • чрескожная чреспеченочная холангиография;
  • радиоизотопное сканирование печени;
  • лапароскопия с изучением тканей: к примеру, микропрепараты печени отличаются скоплением желчи желтовато-коричневого оттенка как в желчных капиллярах, так и цитоплазме.

Механическая желтуха – лечение

Консервативное лечение механической желтухи – соблюдение диеты, прием медикаментов. Оперативное лечение в хирургии зависит от заболевания, которое стало причиной синдрома. Применяют стентирование и дренирование эндоскопическими или чрескожными методами. К последним относят: чрескожную чреспеченочную холангиостомию (ЧЧХС) или чрескожную чреспеченочную холецистостомию под контролем УЗИ, КТ. Среди видов эндоскопического дренирования выделяются: папиллосфинктеротомия (ЭПСТ), дуодено-билиарное дренирование.

Механическая желтуха – лечение медикаментами

Выбор лечения механической желтухи медикаментами зависит от патогенеза заболевания. Для уменьшения боли и увеличения просвета протоков применяют спазмолитики. При ЖКБ, холангите, хроническом холецистите показан прием урсодезоксихолевой кислоты. Для защиты паренхимы печени нужны гепатопротекторы, а при опухоли­ Клацкина, карциноме желудка, поджелудочной железы – химиопрепараты. Наряду с этими лекарствами врач может назначить:

• витамины группы В;
  • липокаин;
  • Викасол;
  • метионин;
  • Трентал;
  • введение глюкозы.

Дренаж желчного пузыря при механической желтухе

Чреспеченочное чрескожное дренирование (ЧЧД) способствует оттоку желчи. Наружное дренирование направляет отхождение желчи по катетеру в систему пищеварения, чтобы потери не привели к расстройствам желудка. Дренаж желчного пузыря при механической желтухе (наружно-внутренний) требует установки катетера снаружи. Когда отеки в области сужения уменьшаются, его проводят в двенадцатиперстную кишку, а желчь направляется в ЖКТ. Чрескожное эндопротезирование: врачи вставляют пластиковый протез, который замещает часть стенки.

Диета при механической желтухе

Питание устраняет лишнюю нагрузку на клетки паренхимы печени. Диета при механической желтухе должна включать: обильное питье, богатую углеводами пищу, обезжиренные молочные продукты, вчерашний или подсушенный хлеб, фрукты, овощи, приготовленные мясные блюда и рыбу на пару. Все продукты и еда должны быть комнатной температуры, отварными и протертыми. Для поступления жиров можно употреблять малое количество сливочного и растительного масла.