Жировой гепатоз что это такое

Жировой гепатоз

Жировым гепатозом или ожирением печени, жировой дистрофией, называют обратимый хронический процесс печеночной дистрофии, который возникает в результате избыточного скопления в клетках печени липидов (жиров).

Возникновение жирового гепатоза напрямую зависит от образа жизни человека, систематических нарушений в питании, злоупотребления рафинированной и жирной пищей. Заболевание обратимо, при нормализации питания и снижении лишнего веса печень «худеет» одновременно со всем организмом.

Жировой гепатоз возникает как результат влияния алиментарных (пищевых) факторов. Прежде всего, главную роль играет:

• воздействие систематического приема алкоголя,
  • избыточный вес,
  • прием жирной пищи,
  • избыток в питании сладкой пищи, трансформирующейся в жиры,
  • вегетарианство, из-за расстройства углеводного обмена при дефиците животного белка.

Также выделяется масса факторов, способствующих развитию жирового гепатоза, к ним можно отнести малоподвижный образ жизни, питание полуфабрикатами и дешевыми продуктами, диеты с последующим выходом из них и резким перееданием, воздействие лекарств, токсинов или наркотических средств, сахарный диабет, подагра, гипертензия и атеросклероз. Кроме того, жировой гепатоз печени может быть одним из симптомов некоторых наследственных обменных заболеваний.

В результате расстройства метаболизма происходит избыточное отложение жиров в печени, при этом подавляется активность ферментов, которые эти жиры расщепляют. В итоге – приток жира преобладает над его расщеплением, что и приводит к жировому гепатозу.

По тяжести принято выделять четыре стадии ожирения печени:

• начальная стадия жирового гепатоза возникает при скоплении мелких капель жира только в отдельных клетках печени.
  • 1 стадия проявляется умеренным ожирением печени, крупными скоплениями капель жира внутри отдельных участков клеток.
  • 2 степень дает разные степени ожирения практически всех клеток печени – от мелкокапельного до крупного.
  • 3 степень – диффузное распространение крупнокапельного ожирения и одновременное внеклеточное скопление жира, образование кист печени, заполненных жиром.

Данный патологический процесс может очень длительное время протекать совершенно бессимптомно, и его могут выявить при скриннинговом ультразвуковом исследовании по совершенно другим поводам.

Начальная и 1 степень

Одним из проявлений жирового гепатоза может быть постоянно колеблющийся уровень печеночных трансаминаз – ферментов АлАТ и АсАТ, они могут повышаться у половины больных с признаками жирового гепатоза. В результате ожирения печени возникает вяло текущий воспалительный процесс, который приводит к развитию или цирроза печени, или даже ее ракового перерождения.

Читать еще:  Тюбаж заболотный

Если симптоматика нарастает, у пациентов

• возникает чувство тяжести в правом подреберье,
  • дискомфорт в животе, больше с правой стороны,
  • может обнаруживаться увеличение печени с выступанием ее края за ребра на три-пять сантиметров,
  • на УЗИ будет видно измененную по плотности печень с усиленной эхогенностью.
  • при проведении исследований сосудов в печени видно, что кровоток в ней снижен.

3 степень жирового гепатоза

Постепенно болезнь прогрессирует с проявлением таких симптомов как

• постоянная тошнота,
  • боли в области желудка и правого бока под ребрами, ноющего или тупого постоянного характера,
  • распирание в правом боку,
  • сильный метеоризм и запоры,
  • нарушение переваривания пищи.

Основа диагноза – осмотр и прощупывание печени. Исследования дополняются данными УЗИ, ангиографии печени, МРТ и данными обследования печеночных ферментов, АлАТ и АсАТ.

Важно проводить дифференциальную диагностику жирового гепатоза с хроническими гепатитами различной этиологии, циррозами печени,

При постановке диагноза необходимо исключить вирусные гепатиты с помощью проведения серологических исследований.

Диагностикой и лечением жирового гепатоза занимается врач-гастроэнтеролог.

Прежде всего, необходима нормализация образа жизни и диета для снижения уровня жиров в печени. Необходимо увеличение физической активности и тренированности, снижение количества потребляемых калорий при усилении их расходования, нормализация обмена веществ. Необходимо добиться медленного снижения веса по 0.5 кг еженедельно.

Диета при жировом гепатозе

Подробнее о правилах соблюдения диеты можно прочесть тут

Назначается лечебный стол №5 с повышенным содержанием белка, ограничением животных жиров и обогащением питания продуктами, растворяющими жиры в печени – крупы, рис, творог.

Необходимо увеличение количества овощей, особенно обладающих легким желчегонным эффектом – капуста всех сортов, морковь, тыква. Полезны овощи в свежем, вареном и тушеном виде. Необходимо принимать белковую пищу – мясо и рыбу в отварном и тушеном виде.

Важно потреблять не менее 2 литров жидкости в сутки, питаться дробно и малыми порциями.

Полезны кефир, простокваша, ряженка.

Ограничиваются жирные молочные продукты – молоко и сливки, сыры.

Категорически запрещен алкоголь, газированные напитки, сладкие лимонады, белый хлеб и сдоба, сладости и макароны, майонез, колбасы и маргарин.

До минимума необходимо сократить в питании количество сахара.

Неприемлемы жареные блюда, ограничивается прием бройлерных кур – в них много вредных веществ, нагружающих печень.

Читать еще:  Для чего нужна желчь в организме человека

Медикаментозное лечение

Медикаментозная терапия при жировом гепатозе не требуется.

В основном, прогноз при жировом гепатозе благоприятный при своевременном начале лечения и снижении веса, первые результаты лечения заметны через 2-4 недели, возможно полное восстановление печени за несколько месяцев.

Основа профилактики жирового гепатоза – здоровый образ жизни, физическая активность, контроль веса тела и рациональное питание с достаточным количеством белков при ограничении жиров и углеводов.

Жировой гепатоз, стеатоз печени: симптомы и лечение

Жировой гепатоз (стеатоз печени) – мировая эпидемия

Жировая болезнь печени, или жировой гепатоз, или как еще называют – стеатоз печени – самое распространенное в наше время заболевание печени во всем мире, практически у подавляющего большинства людей старше 40 лет, а в последнее время достаточно частое заболевание людей молодого возраста и не только с избыточным лишним весом. Суть заболевания заключается в ожирении печени, замещением нормальной здоровой печени на жир, что приводит к циррозу, как и любые другие заболевания печени, в том числе вирусные гепатиты.

Диагноз устанавливается при ультразвуковом обследовании печени и при этом чаще всего пациент слышит от врача, что заболевание это практически у всех и единственный способ лечения – снижение веса. Чаще всего эти рекомендации не принимаются всерьез, а снижение веса не такое простое решение, так как причиной ожирения, в том числе внутреннего ожирения, являются патологические изменения в обмене веществ и гормональные нарушения.

Жировой гепатоз или стеатоз печени – не результат плохого поведения, неправильного образа жизни, в том числе питания и физических нагрузок. Жировой гепатоз – это опасная болезнь, которая требует лечения.

Однако, в отличие от многих других заболеваний печени, жировой гепатоз – трудно излечимое заболевание, так как у гепатологов нет единого стандарта медикаментозного лечения этой патологии.

Поскольку основной причиной заболевания являются обменные и гормональные изменения в организме, так называемый метаболический синдром, то к лечению привлекается эндокринолог. Однако, и в этом случае, только медикаментозное лечение препаратами, восстанавливающими обменные и гормональные процессы, а также способствующие удалению жира из печени, не дает результатов. Индивидуальные рекомендации по питанию и физическим нагрузкам, без которых невозможно получить выздоровление, часто являются непреодолимым препятствием, так как всегда легче принимать таблетки, чем изменять образ жизни.

Читать еще:  Жировая инфильтрация

В нашем центре 10-летний опыт лечения жирового гепатоза показал, что это заболевание излечимое в любой стадии за исключением цирроза, а успех лечения – совместная работа врача и пациента.

В нашем гепатологическом центре установлено уникальное оборудование для оценки степени стеатоза печени (ожирения печени): от S0 до S4, при котором S4 – цирроз (как и при любом другом заболевании печени, сопровождающимся ее разрушением и замещением на другую, не функционирующую ткань). Фиброскан нового поколения позволяет оценить, какая часть печени (в процентах) уже не функционирует как печень. Это важно для диагностики и выбора тактики лечения, а также контроля эффективности лечения. Результатом лечения должно быть выздоровление.

Особенно важно определять степень жирового гепатоза (стеатоза печени), если есть сопутствующие заболевания, например, чаще всего, вирусные гепатит В и гепатит С. Повреждение печени вирусами сопровождается замещением здоровой печени на соединительную ткань, что также ведет ее к циррозу.

Аппарат Фиброскан нового поколения позволяет оценить отдельно степень каждого повреждающего фактора: вируса и жира. От этого зависит тактика лечения. Иногда врач не имеет права назначать противовирусную терапию, если печень поражена жиром и лечение противовирусными препаратами не остановит процесс формирования цирроза.

Обследование для определения степени фиброза и стеатоза на аппарате Фиброскан значительно дешевле, чем определение тех же показателей по крови ФиброМакс , и значительно точнее, так как биохимические показатели – маркеры повреждения печени, – меняются значительно быстрее, чем формирование фиброза и стеатоза.

Аппарат Фиброскан определяет с помощью ультразвуковой диагностики физические характеристики плотности печеночной ткани и результат измерений выражается в физических единицах, которые соответствуют с медицинской точки зрения степеням поражения печени: фиброз от F0 до F4, стеатоз от S0 до S4 (четвертая стадия соответствует циррозу). Результаты измерений выдает программа, что исключает субъективизм в оценке.

Обследование – первый шаг к выздоровлению. Мы проводим обследование в день обращения после бесплатной консультации гепатолога для определения задач и объема обследования. По результатам вам будет назначено эффективное лечение, которое в подавляющем большинстве случаев заканчивается выздоровлением.